Саморегулирование в сфере теплоснабжения: что мешает развитию?

Новости
Саморегулирование в сфере теплоснабжения: что мешает развитию?

Вопрос о введении обязательного саморегулирования для управляющих компаний в сфере теплоснабжения обсуждают уже восьмой год. Стартом к обсуждению послужило принятие в июле 2010 года закона №190-ФЗ «О теплоснабжении».

С тех пор серьезных подвижек в этом направлении так и не произошло. Каковы основные причины, препятствующие внедрению обязательного саморегулирования?

Обширный рынок

В стране теплоснабжением занято более 500 ТЭЦ, 6,5 тыс. котельных средней мощности, 100 тыс. мелких и более 600 тыс. автономных. Оборот отрасли теплоснабжения составляет 1,5 трлн. руб. (около 2,1 % ВВП страны). Ежегодный расход топлива (нефти) превышает 300 млн. тонн. В обслуживающих отрасль организациях трудится около 2 млн. работников, которые ведут строительство, наладку, контроль работы систем теплопотребления и теплоснабжения.

Двойственность действующего закона

Саморегулированию в отрасли посвящена целая глава вышеуказанного №190-ФЗ. Переход от лицензирования к саморегулированию и российская и мировая тенденция. По закону СРО должны разработать собственные стандарты , помогать организациям в подготовке инвестиционных программ теплоснабжения, в использовании современных финансовых механизмов, таких как лизинг, кредитование, факторинг. На СРО возлагалась миссия организации эффективного взаимодействия членов с властными структурами на местном и государственном уровнях. Ожидается, что членство в СРО будет повышать доверие клиентов к компаниям.

Что же произошло на деле?

На деле еще на стадии принятия закона в третьем чтении депутаты решили оставить лицензирование и не вводить обязательное саморегулирование. В законе остался порядок получения партнерством статуса СРО в сфере теплоснабжение, порядок вступления в СРО и государственного контроля за их деятельностью. СРО должна иметь в составе не меньше 100 компаний-членов, иметь компфонд возмещения вреда. Госреестр СРО в сфере теплоснабжения ведет Минстрой, который своим приказом утвердил регламент предоставления этой услуги.

Закон не требует допусков СРО для работы организаций ф сфере теплоснабжения. Если, например, организация состоит в СРО, но ей отказано в выдаче допуска, она вправе продолжать работу, соблюдая определенные формальности.

Закон №315 также не содержит каких-либо специальных требований к СРО в сфере теплоснабжения. Отсутствуют и другие нормативные акты, которые содержат специальные требования.

Пока ни одной заявки в Минстрой о включении СРО в реестр не поступило. Это является подтверждением крайне низкой заинтересованности теплоснабжающих организаций в приобретении такого статуса. Причиной может быть исторически сложившаяся высокая степень монополизации отрасли, высокие цены выхода на рынок, большие затраты ведения деятельности, высокие риски потери вложенных средств и традиционное нежелание руководителей компаний кормить еще одну контролирующую структуру.

Отзывы наших клиентов

регионинструмент
СК РемСтрой
ЗСМНУ
СК Прима
Блог
СРО
Лицензии
Сертификация
Национальный реестр специалистов
Повышение квалификации
Аттестация
Другие услуги

СРО Директ: Мы приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц, чья деятельность соприкасается с системой саморегулирования, некоммерческие организации, обладающие статусом саморегулирования и их членов, объединения саморегулируемых организаций (национальные объединения СРО, ассоциации и союзы), а так же банковские структуры, страховые компании, ВУЗЫ и образовательные центры, продвигающие собственные продукты ориентированные на саморегулируемые организации и их членов. Обратная связь