Новости
Портал «pravdaosro.ru» призвал читателей обсудить тему о роли фирм-однодневок в системе саморегулирования строительной отрасли.
Государство, вводя саморегулирование в отрасль строительства, ставило одной из задач учет компаний, реально выполняющих строительные работы. При переходе от лицензирования к саморегулированию в отрасли действовало более 300 тыс. компаний, из которых строительством фактически занимались не более 60 тыс. Саморегулирование было призвано выявить, какие организации «живые» методом взимания ежегодных членских взносов и текущего контроля.
В 2009 году членами СРО стали около 65 тыс. организаций. В 2014 году был введен единый реестр членов СРО. Казалось бы, задача реального учета действующих строительных компаний решена. Тем не менее, это никак не повлияло на ситуацию в системе госзаказов. Большие расходы, связанные с членством в СРО, привели к уходу мелких игроков из сферы госзаказов.
Саморегулирование никак не повлияло на фирмы-однодневки, поскольку никакого отношения они не имели к обеспечению безопасности и качества выполнения строительных работ. Однодневки появляются на рынке госзаказов, это приводит к увеличению расходов на строительство. СРО их регистрируют, но никак не влияют на их появление и исчезновение.
Фирмы-однодневки осуществляют свою деятельность только на бумаге и для того, чтобы быть посредниками в обналичивании прибыли или банкротиться, замкнув на себе задолженности и непогашенные кредиты.
Оценка НОСТРОЙ показывает, что около 16% членов СРО являются фирмами-однодневками. Действует рынок, на котором можно покупать такие фирмы по 30-40 тыс. руб. за штуку без счета и за 60-100 тыс. руб. с расчетным счетом. С членством в СРО однодневки предлагаются дороже. ООО от собственника на бирже можно купить и за 2 тыс. руб. Подрядчики используют фиктивные фирмы в роли субподрядчиков, перечисляя на их счета средства с целью их обналичивания и ухода от налогов.
Однодневками в некоторых случаях пользуются и коррумпированные госзаказчики. Такая фирма, выиграв конкурс и получив деньги из бюджета, быстро выводит их в неизвестном направлении, а организаторы снова объявляют конкурс, требуя дополнительные бюджетные средства.
Эксперты считают, что однодневки - это продукт несовершенного конкурсного и градостроительного законодательства. Бизнес вынужден искать сложные обходные пути, чтобы получить заработанные своим трудом деньги. Нестабильность экономики в стране, невозможность получения длинных кредитов вынуждает бизнесменов пользоваться фиктивными фирмами-субподрядчиками, чтобы при возникновении сложных проблем не утратить бизнес полностью.
Чем нестабильнее экономика, неопределеннее законодательство, дороже кредиты и выше уровень коррупции, тем будет выше потребность в фирмах-однодневках.
Их цена на рынке может подниматься, для оформления могут понадобиться более серьезные юридические шаги, но эти фиктивные организации являются реальностью, и ее невозможно просто исключить или запретить.
Михаил Абызов, Министр РФ, отвечая на вопросы корреспондента СРО портала, отметил, что в 2015 году очевиден прогресс саморегулирования в строительной отрасли, запущены новые механизмы, стала более ответственной деятельность СРО и их членов.
На конференции СРО Москвы А. Князев, замдиректора НОСТРОЙ, подвел первые результаты работы по №372-ФЗ, изменившему систему саморегулирования в строительстве.
По мнению В. Мозолевского, гендиректора СРО «Сахалинсторй» в 2015 году в строительной отрасли саморегулирование топталось на одном месте, одновременно усиливалась роль государства.
СРО Директ: Мы приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц, чья деятельность соприкасается с системой саморегулирования, некоммерческие организации, обладающие статусом саморегулирования и их членов, объединения саморегулируемых организаций (национальные объединения СРО, ассоциации и союзы), а так же банковские структуры, страховые компании, ВУЗЫ и образовательные центры, продвигающие собственные продукты ориентированные на саморегулируемые организации и их членов. Обратная связь