Ритуальные услуги: поможет ли саморегулирование навести порядок?

Новости
Ритуальные услуги: поможет ли саморегулирование навести порядок?

Вопрос о наведении порядка в сфере похоронных услуг стоит давно. Одним из вариантов решений рассматривается введение саморегулирования, но пока до конца не разработаны все законодательные акты и положения, которые удовлетворяли бы и участников рынка и органы власти.

В настоящее время идет разработка законопроекта по изменениям №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Для этого создана специальная рабочая группа при ГД РФ, экспертный совет по выработке госполитики в сфере похоронного дела и погребения при Минстрое РФ, рабочая группа Общественного совета при этом министерстве, подключены ряд общественных организаций (НКО «Верум»). В их задачу входит анализ существующих проблем рынка и разработка эффективной модели регулирования.

С 2008 по 2014 год модернизацией указанного закона занимались в ФАС. Там создали экспертный совет по развитию конкуренции, предложили ввести обязательное саморегулирование, разработали единые требования к участникам рынка по группам услуг.

Несколько позже разработку перепоручили Минстрою. Представители этого министерства негативно отнеслись к идее введения саморегулирования, имея значительный плачевный опыт внедрения его в строительстве.

Другие эксперты не отказываются совсем от идеи саморегулирования, считая ее перспективной. В этом случае наведением порядка займется само профессиональное сообщество, а не чиновники. Рассматриваются и смешанные варианты, в которых часть функций останется у государства, а часть примут на себя отраслевые СРО.

В настоящее время в РФ действуют две СРО, объединяющие ритуальщиков, но созданы они были скорее формально, чтобы подготовить отрасль к изменениям законодательства.

Пока в проекте закона в качестве альтернативы лицензированию и саморегулированию содержится механизм допуска участников на рынок ритуальных услуг на основании соглашений с региональными органами власти. Такие соглашения возможны при условии полного соответствия исполнителей установленным требованиям. Похоронная служба, полностью соответствующая требованиям и заключившая соглашение, будет включена в реестр. Те, кто не войдут в реестр, не будут допущены на рынок.

В. Горелов (НКО «Верум») считает более перспективным создание СРО, которые будут нести субсидиарную ответственность в случае нанесения ущерба потребителям их членами. В дополнение к СРО может работать и общественный контроль.

П. Уланов (Экспертный совет при Минстрое РФ) также считает саморегулирование более перспективным, так как участники рынка должны будут выработать единые стандарты деятельности, которых в настоящее время нет. Реестр и соглашение, предусмотренное в проекте закона, достаточно сомнительное и потенциально коррупционное решение.

Механизм контроля сферы ритуальных услуг обсуждается уже много лет, но конкретные решения не приняты, а похоронщики просто ждут, когда же, наконец, появится ясность.

Несмотря на то что при Минстрое разрабатывается законопроект о внесении изменений в №8-ФЗ, вариант, предложенный ФАС, также никто не отменял, он находится на контроле Правительства РФ. По нему похоронным делом в стране будет заниматься одна СРО (Всероссийская), а не органы власти на местах. При этом вводится условие обязательного членства в этой СРО, а специализированные службы будут ликвидированы.

Законопроект запрещает членство в СРО группам лиц (определение их дано в ФЗ «О защите конкуренции»). Это ограничит круг членов СРО, что может привести к снижению конкуренции на рынке. Проект закона разрешает членам СРО оказывать ритуальные услуги по всей территории РФ. Предусмотрено членство в СРО и лиц, оказывающих агентские услуги при условии регистрации их в качестве ИП и соответствия требованиям к агентам. Законопроект также содержит исчерпывающие требования к членам СРО, не оставляя самой организации никаких возможностей самостоятельно регулировать правила.

Большинство экспертов считает, что лучшим вариантом на первой стадии наведения порядка в сфере оказания ритуальных услуг будет сочетание саморегулирования с государственным регулированием.

Читайте по теме

Саморегулирование на рынке услуг бизнес-образования не за горами

Новости  Саморегулирование на рынке услуг бизнес-образования не за горами

Сразу две столичные организации выступили c инициативой введения саморегулирования на рынке услуг бизнес-образования. Это отделение «Деловой России» (Москва, С. Юшкова) и фирма «Про-менеджмент» (И. Нозик). Предложение было озвучено на проходящем в Москве форуме Business Drive: «Бизнес образование: от хаоса к совершенству».

Власти вернулись к вопросу саморегулирования в розничной торговле

Новости  Власти вернулись к вопросу саморегулирования в розничной торговле

И. Шувалов на заседании Комиссии по введению Кодекса добросовестных практик (КДП) вновь вернулся к вопросу о саморегулировании в розничной торговле.

Саморегулирование банковского сектора опять откладывается

Новости  Саморегулирование банковского сектора опять откладывается

Введение саморегулирования в банковском секторе экономики обсуждается не первый год. Глава Центробанка Э. Набиуллина еще в 2019 году говорила о необходимости перехода на саморегулирование этого рынка.

Отзывы наших клиентов

регионинструмент
СК РемСтрой
ЗСМНУ
СК Прима
Блог
СРО
Лицензии
Сертификация
Национальный реестр специалистов
Повышение квалификации
Аттестация
Другие услуги

СРО Директ: Мы приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц, чья деятельность соприкасается с системой саморегулирования, некоммерческие организации, обладающие статусом саморегулирования и их членов, объединения саморегулируемых организаций (национальные объединения СРО, ассоциации и союзы), а так же банковские структуры, страховые компании, ВУЗЫ и образовательные центры, продвигающие собственные продукты ориентированные на саморегулируемые организации и их членов. Обратная связь